The Last Russian lightship on the Baltic sea - Еnglish version is here

ПОСЛЕДНИЙ ПЛАВУЧИЙ МАЯК РОССИИ

Н А   Б А Л Т И Й С К О М   М О Р Е

Плавучие маяки Санкт-Петербурга

 

С первой половины XIX в. близ Санкт-Петербурга выставлялись три плавучих маяка - "Елагинский", "Невский" и "Лондонский". Западнее на российской Балтике, включавшей до 1918 года Великое княжество Финляндское, Эстляндскую и Курляндскую губерний, стояли ещё порядка десяти плавучих маяков, ближайшим из которых был ПМк Верккоматала на подходах к порту Койвисто (Приморск). Все эти светящие корабли были в разное время утрачены и новыми не заменялись. Часть плавмаяков, стоявших по берегам Финляндии, Эстляндии и Курляндии оказалась в руках морских ведомств Финляндской республики и вновь образованнных прибалтийских государств.

Ниже представлены документальные материалы о российских плавучих маяках, располагавшихся в Финском заливе у Санкт-Петербурга и Кронштадта в 1840 году.

Фрагменты справочника "Описание маяков, башен и других предостерегательных для мореплавателей знаков", СПб, 1840.

Эти же плавучие маяки шестьдесят пять лет спустя, в 1905 году. К тому времени все три судна были заменены на новые.

Фрагменты справочника "Описание маяков, башен и знаков Российский Империи по берегам Балтийского моря с заливами", СПб, 1905.

А теперь посмотрим на местонахождение плавучих маяков, указанное на российских морских картах 1917-1923 гг.

Плавучий маяк "Лондонский" обозначал Лондонскую мель, расположенную к западу от острова Котлин, при входе на Кронштадский рейд.

На иллюстрации выше - металлический плавучий маяк, построенный в 1867 году на Ижорских заводах и с 1870 заменивший первоначальный, деревянный плавмаяк. На новом маяке стояли светооптические аппараты френелевской системы, которые в 1912 году были переведены на передовое на тот момент, ацетиленовое освещение.

Плавмаяк "Невский" (постр. в 1862) встречал и провожал суда, следовавшие в Петербургский порт Главным корабельным фарватером, а "Елагинский" (постр. в 1865), соответственно, Елагинским фарватером.

На карте 1922 года (фрагмент ниже) "Елагинского" плавмаяка уже нет - он был переставлен несколько южнее, у входа в Средний Петровский фарватер и переименован в "Петровский".

Материалы карты "Финский залив от Петрограда до острова Сескара", СПб, 1917-1923, Архив ГУНИО.

Кликнув по двум фрагментам карт ниже, Вы увидите их в крупном формате.

Фрагменты карты "Финский залив от Петрограда до острова Сескара", СПб, 1922 , Архив ГУНИО.

Плавмаяки "Петровский" и "Невский" отмечены и на гражданских картах, например, на карте Петербурга и окрестностей, составленной Ю.Гашем. Кликнув по фрагменту карты, Вы увидете ее в более крупном формате.

Фото плавмаяка "Елагинский" на открытке начала ХХ века. Фото с сайта Клауса Хюлзе.
Архивные полки хранят ещё много интересного о светящих кораблях, служивших безопасности мореплавания на российской Балтике. Однако, ещё более занимательно, чем карты и фотографии, увидеть живой плавучий маяк, походить по его палубе, посмотреть на условия жизни и работы экипажа. В России осталось всего одно такое судно, потому оно куда ценнее, чем его металл.
© 2009—2010 «plavmayak.spb.ru», e-mail: info@plavmayak.spb.ru